Проблемы с катализатором у автовладельцев зачастую вызывают массу вопросов, большинство заблуждается по причине получения не достоверной информации из разных источников. Более 10 лет специализированно занимаюсь ремонтом, тюнингом выхлопных систем, а также чип-тюнингом. Каждый день слышу вопрос — что будет после удаления катализатора, большинство людей ошибочно думают, что машина откажется ехать или сломается. А кто-то наоборот думает, что тачка сейчас как попрет «ух задышала».

А сейчас мы постараемся более детально разобраться в главном вопросе — стоит ли все таки удалять катализатор или не стоит, какие есть плюсы и минусы такой манипуляции, постараемся понять, какой же будет расход после вырезания, нужно ли прошивать ЭБУ (и чем это грозит), вы узнаете какие бывают обманки катализатора и чем они отличаются от эмуляторов катализатора, в этой статье вы узнаете более десяток вариантов как можно удалить каталитический нейтрализатор без вреда для автомобиля. Главное я раскрою секрет какой вариант применим в той или иной ситуации.

Большинство считает, что этот гребаный катализатор не так уж важен для автомобиля: да он прав, без него расход падает, тяга увеличивается, тачка так стреляет и такое ДА. Мы когда дизель или бензиовые турбо чипуем ТОЛЬКО они, что с катами, что без катов у НАС тулят. Возможно для кого-то автомобильный катализатор НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕМ-ТО ВАЖНЫМ, ну а кто-то считает, что его здоровье и здоровье его детей гораздо важнее тут уже не поспоришь, поверьте оно бесценно.

Вот для чего нужен катализатор

Керамический катализатр предназначен для очистки выхлопных газов, устанавливается на автомобиль согласно нормам Евро

Катализатор (более правильное название «каталитический нейтрализатор выхлопных газов») — это часть выхлопной системы автомобиля, предназначенная для снижения токсичности отработавших газов посредством восстановления оксидов азота и использования полученного кислорода для дожига угарного газа и недогоревших углеводородов. Основным требованием к успешной работе катализатора является стехиометрическое соотношение топлива и воздуха. В химии катализатор — это вещество, ускоряющее или вызывающее химическую реакцию, но само не входящее в эту реакцию. Такими веществами являются медь, никель, золото, платина, палладий, родий, хром.

Именно из-за этого стоит он мягко сказать — не мало, от 1000 до 50000 грн., все зависит от класса автомобиля и его объема.

Принцип работы автомобильного катализатора как раз и основан на способности веществ-катализаторов к ускорению реакции. приспособление, в виде контейнера, в котором выхлопные газы фильтруются до уровня менее токсичных, что бы меньше наносить вреда окружающей среде. Почти в каждом катализаторе форма фильтра напоминает пчелиные соты. В них проходит завершающий этап нейтрализации остатков топлива. Таким образом катализаторы способствуют меньшему загрязнению воздуха токсичными веществами.

По какой-то не понятной причине он в Украине не работают те самые Евро нормы, которые я могу опустить до нуля за ваши деньги или вернуть в изначальное состояние, а можно и задрать планку по выше. Но последний вариант я только слышал, что применяют в развитых странах. Это просто система экологии, и если ее не будет, то машина наоборот улучшит свои характеристики (мощность, расход). Если сказать просто, то двигателю все равно до этого нейтрализатора, есть он или его нет.

Ошибки ОБД 2 по катализатору вызывающие Аварийный режим работы ДВС,
Но почему же на многих машинах, если этот узел вышел из строя (скажем, оплавился, забился или посыпался), начинает гореть CHECK ENGINE и авто начинает вести себя не нормально, пропадает тяга, иногда немного троит, да банально вообще может не запуститься.

И тут друзья все просто. Если катализатор оплавился или забился, то отработанные газы не могут через него нормально пройти, а это означает, что часть возвращается обратно в камеру сгорания и делает вновь поступившую горючую смесь менее эффективной. Мотор душит сам себя.

Если оплавления нет, но загорелся «ЧЕК» то возможно, от большого пробега он просто износился. В современных машинах есть так называемые датчики кислорода (лямбда зонты), один стоит перед катализатором, другой после и улавливает наличие вредных соединений, если их процент вырос — то вторая (или еще называют нижняя «лямбда») подает сигнал, что нейтрализатор не работает (либо делает свою работу не так как нужно) И ЕГО НУЖНО ЗАМЕНИТЬ. Кстати некоторые машины могут даже не запуститься (дань экологии).

НО чтобы ваш автомобиль нормально ездил вам нужно «прошиться» под пониженный экологический класс (обычно это ЕВРО2) или поставить обманку. Иначе программа в ЭБУ не даст вам нормально ездить.

Выбил катализатор, это плохо для машины?

Прошивка под ЕВРО2 и обманка – что это значит?

Как я написал сверху — второй датчик кислорода (нижняя лямбда) контролирует вредные выбросы. Их количество сейчас жестко регламентируется Европейскими стандартами, которые получили название «ЕВРО», я сейчас не буду рассказывать о ЕВРО «0-1» нас интересует именно второе поколение.

Итак, что такое ЕВРО2. Ввели его давно, а именно в 1996 году. НА тот момент машины получили инновационную систему, а именно катализатор. Как мы все с вами знаем, со временем он может забиваться, да и топливо тогда было не такое как сейчас, в нем было много серы, что способствовало забиванию сот намного быстрее, и как мы с вами знаем, машина начинала душить сама себя. Тогда инженеры установили датчик кислорода, он был всего один, и нужен был для улавливания CO2 в камере перед каталитическим нейтрализатором.

Если уровень CO2 повышался, это косвенно говорило о том — что катализатор забился (то есть проявляется эффект противодавления) датчик посылал эту информацию в ЭБУ и происходила корректировка зажигания, а именно уменьшение подачи топливной смеси. Таким образом, мощность намного падала, машина не ехала и владелец «волей-неволей» должен был ехать на СТО и менять эту запчасть.

НО как мы с вами знаем ценник, мягко говоря — ВЫСОКИЙ, поэтому многие владельцы просто удаляли эти соты и МОЩНОСТЬ ВОССТАНАВЛИВАЛАСЬ!

НО как? ДА все просто, уровень CO2 в камере перед нейтрализатором намного падал, датчик кислорода это фиксировал (что все в порядке) и машина ехала бодро и не принужденно. Устраивало это всех, НО ТОЛЬКО НЕ ЭКОЛОГОВ! Поэтому они ввели стандарт ЕВРО3 (сейчас уже существует стандарт ЕВРО5). Что изменилось, да просто появился второй датчик кислорода (нижняя лямбда) за катализатором. Принцип работы здесь такой — первая лямбда (перед фильтром) фиксирует уровень вредных веществ, вторая (после него) должна зафиксировать уровень намного меньший, потому как вредные вещества разложились.

Если вы удаляете соты катализатора, то оба датчика будут фиксировать одинаковые значения («второй» подает информацию в ЭБУ), таким образом — будет гореть CHECK ENGINE, мощность упадет, машина не едет. Теперь это не решает проблему.

Что делается прошивкой под ЕВРО2? Меняется прошивка в ЭБУ, вместо норм ЕВРО3,4, ставятся нормы ЕВРО2. Суть всех этих действий банальна — просто отключаем вторую нижнюю лямбду (остается только одна верхняя), машина начинает ездить как положено, без занижения мощности.

Но такие вмешательства в прошивку не совсем хорошо. Все дело в том, что выпускают их не сами производители, а «народные умельцы», ладно что просто отключается вторая «лямбда», то есть просто корректировка показаний. А может быть этот программист захочет заложить какие-то не понятные алгоритмы в ЭБУ, мотор от этого точно не выиграет. Тут нужно быть очень осторожным.

Поэтому нашли второй выход, и как я считаю, он более правильный – установка обманки. Что такое обманка – по сути это «проставка» перед вторым датчиком кислорода, она как бы отодвигает его на большее расстояние от выхлопных газов, он фиксирует больше кислорода и начинает работать нормально.

Сейчас есть несколько вариантов обманок:

Пустая. Это просто трубка с очень тоненьким отверстием на конце (та часть, которая вкручивается в глушитель), с другой стороны вкручивается датчик кислорода. Через нее проходит ограниченное количество вредных веществ из выхлопа, нет превышений и поэтому CHECK не горит, на старых китайских авто.

С мини-катализатором внутри. То есть прямо в «проставке» находится железный катализатор, который также очищает выхлоп именно для фиксирования нормальных значений. Срабатывает в 80 процентов случаев на авто до 2015 года.

Угловые. Это проставка с углом под 90 градусов, нужна для сложных мест.

Плюсами обманки, является то — что не нужно лезть в ЭБУ и менять стандартную прошивку, а также цена 200 грн (выбил соты, вварил пламягаситель, накрутил обманку и все, можно уложиться в 1500 – 3000 грн).

Расход топлива

После того как вы удалили этот фильтр, многих мучает вопрос о расходе топлива – вырастит он или нет? Конечно же — он упадет (так считаю я), кто бы что не говорил. Давайте думать логически — если есть этот фильтрующий элемент он представляет из себя препятствие, которое нужно преодолеть отработанным газам, а соответственно двигатель будет тратить больше усилий чтобы их протолкнуть (расход немного увеличивается). Если этого элемента – НЕТ, то и «отработка» будет проходить намного легче – топливо экономится.

Конечно, не стоит ожидать какой-то глобальной экономии, обычно это около 3% (максимум), но стоит отметить — что расход немного упадет.

Плюсы и минусы удаления

Я подготовил небольшую табличку с плюсами и минусами что будет, если удалить катализатор

МИНУСЫ ПЛЮСЫ Увеличение вредных веществ в выхлопе, снижение экологической составляющей Не нужно покупать новый катализатор, ведь он стоит очень даже недешево Запах выхлопа, становится намного токсичнее, иногда этот выхлоп проникает в машину (неприятно пахнет) Небольшое увеличение мощности (реально небольшое в уровень погрешности, около 3%) Звук выхлопа. После выбивания сот катализатора, желательно ставить пламегаситель иначе будет звенящий звук от пустой «банки» (особенно на высоких оборотах)Можно установить вместо пустой банки паук 4-2-1 или 4-1, плюс еще к мощности (что говорится на «ровном месте») Нужно ставить либо обманку, либо новую прошивку под ЕВРО2 Снижение расхода топлива (также около 3%)Увеличение ресурса силового агрегата, ведь керамическая пыль может попасть в камеры сгорания и преждевременно износить его

Как видите плюсов немного больше, самый существенный это цена всей этой переделки (удалить будет стоять в разы, если не десятки раз — дешевле).

В заключении хочется сказать убирать катализатор – СОВСЕМ НЕ ПРАВИЛЬНО именно с точки зрения ЭКОЛОГИИ. Ведь наша планета и так загрязнена, а таким образом вы делаете ее еще грязнее!

Информация о специфике ремонта выхлопной системы в нашем блоге: checktuning.com